Мудрость тела. Краниосакральный подход к здоровью
Мудрость тела. Краниосакральный подход к здоровью
Примерно в начале двадцатого столетия один студент по имени Уильям Гарнер Сатерленд, завершающий свое остеопатическое обучение, исследовал несколько разъединенных костей человеческого черепа в лаборатории своего колледжа. Как и других студентов того времени Сатерленда учили, что кости черепа взрослого человека не движутся, потому что их швы (суставы) срослись. Однако он понял, что кости черепа, которые он держал в своих руках, могли легко отделяться друг от друга.
Подобно рыбьей чешуе
Исследуя некоторые швы черепа, имеющие скошенную форму, включая швы височных и теменных костей (рис. 1.1), Сатерленд сделал открытие, которое изменило ход его жизни. Он описал, как замечательная мысль поразила его, подобно ослепляющей вспышке света. Сатерленд предположил, что швы костей, которые он держал в своих руках, напоминают рыбью чешую и предназначены для некоторого дыхательного движения. Он не понимал ни откуда пришла эта мысль, ни ее истинного значения, но она отозвалась эхом в его разуме. Уильям Сатерленд попытался доказать себе, что, как его и учили, кости черепа не двигаются. Как истинный ученый-экспериментатор он рассуждал, что если черепные кости действительно движутся и если это движение можно ограничить, то возможно испытать этот эффект. Для этого он спроецировал специальный шлем, сделанный из льняных бандажей и кожаных ремней, которые могли быть сжаты в различных положениях, таким образом препятствуя любому потенциальному краниальному движению.
Движение костей черепа
Проводя эксперимент на собственной голове, он затянул ремни сначала в одном, а затем в другом направлении. Через короткий промежуток времени он начал испытывать головные боли и расстройства пищеварения. Он не ожидал такой реакции и поэтому решил продолжить свое исследование, чтобы узнать еще больше. Некоторые из его экспериментов со шлемом привели к весьма серьезным симптомам тяжести в голове, головных болей, недомогания и нарушения ориентации в пространстве. Особенно интересно было то, что когда ремни шлема были сжаты в определенных положениях, это вызывало ощущение значительного облегчения и улучшения в кровообращении черепа. После многих месяцев сдавливания и ограничения своих черепных костей в различных положениях с переменными результатами доктор Сатерленд в конечном счете прекратил это исследование, убедившись в том, что кости черепа взрослого человека действительно движутся. Кроме того, удивительные реакции, которые он почувствовал в собственном теле, показали ему, что краниальное движение должно иметь некую важную физиологическую функцию. На протяжении следующих пятидесяти лет жизни Сатерленд занимался исследованием значения этого движения.
Историческое восприятие
Хотя большинство западных стран не признавало краниальное движение, его возможность не отрицалась в других культурах. В Азии существуют различные медицинские системы, такие, как акупунктура и Аюрведа, оценивающие тонкие движения, которые происходят во всем теле, вызванные потоком жизненной силы или энергии жизни. Это также традиционно преподавалось в российской физиологии. Интересно отметить, что в Италии в начале 1900-х годов анатомы уже учили тому, что швы черепа взрослого человека полностью не срастаются, но продолжают понемногу двигаться в течение жизни. В Индии на протяжении многих столетий производились манипуляции на черепе, которые также развивались древними египтянами и членами культуры Паракус в Перу (с 2000 г. до н. э по 200 г. н. э.). Кроме того, в XVIII столетии философ и ученый Эммануэль Сведенборг описал ритмичное движение мозга, утверждая, что он перемещается с регулярными циклами расширения и сокращения.
Дыхание ткани
Уже на ранней стадии своих исследований доктор Сатерленд понял, что он исследует непроизвольную систему «дыхания» в тканях, очень важную для сохранения здоровья. На фундаментальном уровне именно эта способность выражать движение отличает живые ткани от мертвых. Доктор Сатерленд чувствовал, что все клетки тела должны выражать ритмичное «дыхание», чтобы функционировать с оптимальной способностью. Большая часть его исследования была выполнена при помощи сочетания глубокого знания анатомии с точно настроенными осязательными и перцепционными чувствами. Он обнаружил, что эти тонкие дыхательные движения могут пальпироваться чувствительными руками. Он также начал понимать, что это движение обеспечивает богатую клиническую информацию.
Взаимозависимая система
Доктор Сатерленд признавал, что движение черепных костей связано с другими тканями, с которыми они тесно соединены. Мембранная система, которая проходит по внутренним поверхностям черепных костей, является неотъемлемой частью этого феномена. Доктор Сатерленд также обнаружил, что центральная нервная система и омывающая ее спинномозговая жидкость имеют ритмичное движение. Крестец через свои дуральные связи с черепом также является частью этой взаимосвязанной системы.
Таким образом, в самом центре тела существует важная инфраструктура жидкостей и тканей, которая выражает взаимозависимое тонкое ритмичное движение.
Поскольку доктор Сатерленд сильно углубился в происхождение этих ритмов, он понял, что не существует никаких внешних мышечных факторов, которые могли бы отвечать за эти ритмы. Он сделал вывод о том, что это движение произведено врожденной силой жизни тела, которую он называл Дыханием Жизни, взяв это название из «Книги бытия» Библии.